Герой – священник (Портреты скромных героев долга)

В «Русских Ведомостях» сообщается о герое-священнике о. А. Турукаевском. Это был молодой священник, приехавший добровольцем на войну и находившийся перед вторжением немцев в Курляндию на западном фронте. Прапорщик Сироткин, погибший смертью героя, в последнем письме пишет о деятельности этого священника. Когда в местечке Р. разгорелся бой, о. Турукаевский явился туда. Мы были окружены немцами. Значительный отряд мог быть уничтожен, так как была значительная убыль в командном составе. Под шрапнельным и пулеметным огнем священник бросился и воскликнул: «У меня святой крест, идите за ним, за святой силой его». Солдаты бросились за священником. После я ему говорил: «Вы спасли людей, батюшка». Он весь заволновался: «Не я, сила креста святая».
В последний день я видел его в день отступления немцев. Весь день я пробыл в пулеметном блиндаже. Немцев мы не пустили, они успокоились, исчезли из нашего поля зрения. В 8 часов мой телефон перестал работать. Я послал его исправить, посланные не возвращались. Мы встревожились. В это время появился священник Турукаевский, «Вот я пришел к вам с Господним благословением».
- «Батюшка, спуститесь вниз».
-«А вон кто-идёт» -сказал батюшка.
Я поднялся и увидел при свете молодого месяца (было около 9 часов) немцев, заходящих в тыл. «Батюшка, уйдите. Я открою пулеметный огонь, они будут отвечать, вы можете быть ранены».
«Господи, да ведь мы одни». Я оглянулся. Нас было шесть пулеметчиков и батюшка. Отец Афанасий вынул крест, мы поцеловались с батюшкой. Я обратился к батюшке, что приближаются немцы, что ему лучше уйти.
-«Господь не оставит вас». Батюшка исчез.
Огонь. Первая цепь немцев легла. Как мы вышли из этого, я не помню, потому что я действовал в беспамятстве. Пули цеплялись за одежду. Меня оживляли слова: «Господь не оставит вас». Когда мы вышли к своим, первый вопрос был, где батюшка. Этими словами я бы хотел положить венок на безвестного для вас и для нас, потому что он пропал без вести. Погиб и автор этого письма прапорщик, московский помощник присяжного поверенного М. Г. Сироткин. Врач москвич, на руках которого умер М. Г., пишет, что М. Г. упал от раны в ногу, и пока ему перевязывали, пуля в живот тяжело ранила его. Умирая, он попросил друга поцеловать, обнял за шею и умер. Вечная память погибшему герою.
(Русские Ведомости», Серг. Ордынский).