Из истории подводного плавания

Впервые план подводного судна был создан американцем Фултоном в 1800 году. Фултон был яростный пацифист. Своим изобретением он хотел положить конец существованию военных флотов. Для той же цели он деятельно занимался изобретением взрывчатых веществ. Свою первую лодку, которая ходила под водою при помощи машины, приводившейся в движение человеком, он назвал «Наутилус». Он сделал первые опыты на Сене и предложил использование своей лодки для нападения на английский флот морскому префекту Франции в Бресте. Тот ответил, что предательское нападение под водою будет морально осуждено всем миром, и отказал Фултону. Изобретатель обжаловал решение морскому министру адмиралу Плевиль-ле-Белли. Но тот заявил в парламенте, что использовать подобное изобретение противно его совести.
В 1804 году мы видим Фултона уже в Лондоне, ведущим переговоры с Питтом. Но первый лорд адмиралтейства граф Сен Винсент строго осудил Питта за эти переговоры заявляя, что изобретение может иметь ужасающие последствия, но должно быть отвергнуто, как противоречащее основным требованиям морской чести.
Читатель может оценить происшедший с тех пор «моральный прогресс».
Первые несовершенные лодки были употреблены в датско-германской войне 50 года и американской гражданской войне в 62 году.
Уже в 1850 году появился второй замечательный изобретатель - баварский артиллерии капрал Бауэр. Сооружённая им лодка имела до 4-х сажен в длину и почти 40 тонн водоизмещения. Бауэр сделал много опытов и вне Германии, в Петрограде и Лондоне. В Мюнхене воздвигнут памятник этому «отцу подводной войны».

Франция берет в свои руки развитие подводной лодки в 64 году.
Сильнейшей задержкой в её развитии является отсутствие такого двигателя, который мог бы долго и мощно работать аккумулированной энергией. Электрический мотор Грамма явился, таким образом, необходимым попутным изобретением, без которого дальнейшее усовершенствование подводной лодки было невозможным.
Лишь опираясь на эту двигательную силу, знаменитый Густав Зеде построил свою лодку «Жимнот», уже похожую на нынешнюю субмарину. Зеде придумал остроумные способы для обеспечения за лодкой правильного движения на любой глубине. Он же создал для неё систему рулей, а также и ту комбинацию призм, которая нынче носит название перископа и позволяет подводной лодке видеть поверхность моря, будучи погруженной и невидимой. Тем не менее лучшая из лодок этой системы, носившая имя изобретателя «Густав Зеде», была почти вся переполнена электрическими батареями для аккумуляторов и не могла плыть своими силами более одного дня медленным ходом и трех часов быстрым.
Следующий шаг был сделан французом же, именно инженером Лобефом.
Он приспособил для своей лодки «Нарвал» паровую машину с керосинной топкой. Радиус действия лодки чрезвычайно расширился. К тому же оказалось невозможным пользоваться той же паровой машиной, как генератором электрической энергии для аккумуляторов.
Но самым важным было превращение субмарины, лодки подводной, в то, что французы назвали - субмерсиблем-нырятелем. Такая лодка идет по поверхности как обыкновенный маленький пароход, затрачивая, таким образом, небольшое количество топлива. Когда нужно она закупоривается и ныряет. Под водой она идет при помощи аккумуляторов. Лобеф, таким образом, связал свое имя с важнейшим прогрессом в этой отрасли морского дела.
С тех пор усовершенствование шло быстрыми шагами. «Нарвал», построенный в 1901 году, имел 150 тонн водоизмещения. «Гюстав Зеде II-й», построенный в 1911 году, имеет уже 800. «Нарвал» ходил под водой с быстротой пять узлов. Сейчас подводные лодки ходят до 11 узлов.