Отход от Перемышля

Бомбардировка крепости началась числа 12 мая. До этого времени в Перемышле было тихо.
На фортах были, конечно, солдаты, и шла обычная крепостная жизнь. Город словно вымер. На улицах ни души. Можно было пройти целые кварталы и не встретить ни одного человека. Изредка лишь кучки наших солдат оживляли пустыню.
Лишь на вокзале осталась жизнь. Так как к отходу от Перемышля готовились, то убирали имущество, эвакуировали раненых. На вокзале. кипела работа. Стоял один из славных своей самоотверженной деятельностью санитарных поездов. Он недавно перенес жесточайший обстрел бомбами с аэропланов (более 50-ти бомб было брошено в него). И теперь попал в Перемышль в самую тяжелую минуту его жизни.
 Разрыв бризантного снарядаРвалась шрапнель и осыпала градом пуль. Её тоскующие звуки перемежались с гулом бризантных снарядов, которые загорались зеленым огнём. Бомбарди-ровка была жестокая и неумолчная. День и ночь. Стреляли с трех сторон: с севера, с запада, с юга. Только восточная сторона оставалась свободной от неприятеля, но и туда прилетали снаряды, а на шоссе Перемышль-Медыка-Мосциска были уже выбиты гранатами воронки.
Русские (не войска) сосредоточились на вокзале и жили последние дни в тревожном ожидании, что германцы прорвут где-нибудь линию и отрежут их. Но этого не допустили. Когда санитарный поезд, наполненный ранеными, возвращался из Перемышля, то полотно в некоторых местах было испорчено германскими снарядами. Но наш бронированный поезд с быстротой молнии, под градом снарядов, исправил, путь, и таким образом, никто из русских не остался в Перемышле.
Обстрел с каждым днем и даже с каждым часом усиливался и принял характер ураганного огня тяжелой артиллерии. Германцы подвезли к стенам крепости массу пушек и горы снарядов. Они забрасывали форты сотнями тысяч снарядов в день и шли в атаку непременно под прикрытием этого страшного огня. И все-таки наши выбили германцев из нескольких фортов штыковыми контратаками, взяли много пленных австрийцев.
Русские приготовились отойти от крепости и отошли, в порядке, т. е. не позволили прорвать своей линии.
К ночи 20 мая были сделаны приготовление к отходу. В 12 час. на 21 мая войска стали отступать от фортов по линии Медыка-Мосциска. Конечно, не забыли испортить то, что можно было испортить. Были взорваны все мосты и сильно испорчены фугасами форты. Все имущество было вывезено.
Вокзал оставлен без паровозов и без подвижного состава.
О возможности отхода от Перемышля говорили здесь и раньше. Этот отход не неожиданность. Один компетентный человек, которому были знакомы форты Перемышля, говорил мне не так давно:
- Все думают, что Перемышль сейчас крепость. Вовсе нет. В том виде, в каком он оставлен нам австрийцами, Перемышль простая оборонительная линия, немного лучше окопов.