Подвиг «Окуня»

...Жалую орденом св. великомученика
победоносца Георгия 4-й степени командира
подводной лодки «Окунь» лейт. Вас. Меркушева.
(Из приказа командующ. флотом Балтийск. моря.)

День 21 мая подходил к концу. Море с утра волновалось, но теперь понемногу успокаивалось, и заходящее солнце ярко блестело и искрилось на волнах, лениво догонявших одна другую. На всем необъятном просторе ни одного парохода, ни одного паруса. Пустынно все кругом, и только одна точка, затерявшаяся в открытом море, где-то чернеется вдали, это подводная лодка русского флота, стоящая на страже.
Два матроса и офицер с биноклями находятся наверху и внимательно следят за окружающим, не покажется ли на горизонте дымок неприятельских судов, не виден ли на воде перископ вражеской подводной лодки, нет ли следа выпущенной ею мины и не видать ли вдали купающегося в солнечных лучах неприятельского гидроаэроплана.
Опасность грозит со всех сторон, надо быть начеку.
Долгое, томительное ожидание успело уже надоесть, но вот где-то на горизонте, далеко-далеко к югу показался дымок.
Так и есть. Дым все гуще и больше, и видно: идут не 2-3 корабля, а может быть целая эскадра.
Команда встрепенулась, на всех лицах выражение бодрости и крайнего интереса. Все лезут наверх, всем хочется посмотреть неприятеля. Дым все растет и растет, первые минуты всеобщего подъёма прошли, люди ушли вниз делать своё дело, захлопнулась крышка люка, и лодка, погрузившись в глубину, пошла навстречу судам. Уже показались мачты и трубы кораблей, -их так много, что нет буквально возможности на таком расстоянии сосчитать, сколько их. Но всем ясно, что навстречу идёт целая эскадра, и лодке, стерегущей случай, посчастливилось оказаться на её пути.
Надо сказать, что немцы, после значительного перерыва, задумали произвести в Балтийском море какую-то операцию и постарались обставить ее возможно лучше. Для этой цели, по-видимому, и были высланы на помощь войскам, дела которых в то время в Курляндии обстояли неважно, главные силы германского флота.
Командир подводной лодки не отходил от перископа, противники сближаются и, наконец, он уже ясно видит, что навстречу ему идут в строе кильватера 10 линейных кораблей типа «Брауншвейг» и «Виттельсбах», окружённые с обеих сторон роем миноносцев.
Эскадра направлялась на север и насчитывала в своем состав 30 -- 40 судов.
Миноносцы, идя в строю кильватера по обеим сторонам линейных кораблей, должны были защищать от нападения подводных лодок, но это им не удалось, несмотря на значительное количество миноносцев (20-30), окружавших немецкую эскадру. Все внимание командира было обращено на линейные корабли и хотя до них можно было добраться, только пройдя сквозь строй миноносцев, это его мало смущало. На миноносцы командир лодки, который уже себе наметил наиболее лакомый кусок в виде линейного корабля, обращал внимание постольку, поскольку они могли мешать его намерениям.
В лодке тишина; все на своих местах, и только жужжание электромотора, да стрелка глубомера говорят, что лодка движется и идет на заданной глубине.
- Аппараты готовь! -раздается команда; все встрепенулись; значит, враг близко. Еще немного и в него понесутся наши мины. Время тянется томительно медленно. Почему же нет «пли», проносится в сознании.
В это время раздается голос командира: «Проходим в 12-15 саженях по левому борту головного миноносца, который нас не видит».
Слышится работа его винтов. Лодка снова погружается И когда она на глубине 50 футов, над ней проходит второй миноносец.
«Право! Всплывай!»
Лишь только перископ показался на полфута над поверхностью воды, как командир увидел перед собой в 20 саженях таран и часть борта головного линейного корабля, который вышел из строя, чтобы таранить подводную лодку.
Расстояние было настолько мало, что даже палубы таранящего корабля не было видно.
На лодку надвигалась стена, которая должна была ее немедленно раздавить.
«Пли». «Право на борт». «Погружайся». «Полный ход вперёд». Вот только что успел скомандовать командир, как суда уже столкнулись.
Перед самым столкновением было слышно, как мины вышли из аппарата по направлению неприятельской эскадры.
Раздался страшный грохот. Что-то ломалось, взорвалось, трещало, вся лодка дрожала, внутри летела посуда и всякая мелочь. Лодка накренилась на правый борт на 20-25 град., так что команда не могла стоять и держалась за что попало. Но команда оказалась на высоте. Все приказания были выполнены отчетливо и быстро.
Только благодаря этому командиру удалось выйти из-под днища головного линейного корабля типа «Брауншвейг». Прием воды в цистерны дал возможность уйти, вернее говоря, упасть на большую глубину, на 90 футов. После этого лодка поднялась до 75 футов и в это время раздался сильный взрыв, сопровождавшийся лязгом железа. Звук был настолько силен, что вся команда подумала, что корпус лодки, вероятно, был поврежден при столкновении и теперь, не выдержав давления забортной воды, разрывается. Предположение, однако, не оправдалось. Все сильно обрадовались: не подлежит сомнению, что одна из выпущенных мин попала и взорвала неприятельский корабль.
Настроение сразу стало приподнятым, значит, не даром ходили и попали в такую передрягу. Было желание посмотреть, в чем дело, но лишь только лодка поднялась до 60 футов, как над нею послышался приближающийся шум работающих гребных винтов большего корабля, а потому, во избежание вторичного столкновение пришлось снова погрузиться.
Сколько раз лодка ни пробовала подняться на поверхность, чтобы посмотреть, но из этого ничего не вышло, так как, лишь только она подымалась до 60 футов, как над нею снова слышалась работа винтов, но теперь одних только миноносцев. Через некоторое время шум прекратился и «Окунь», взяв нужный путь, вышел из линии неприятельских кораблей. Бесстрашный рейс нейтрального коммерческого суднаСудя по работе гребных ,винтов, в немецкой эскадре произошел полнейший хаос и беспорядок. Суда в панике носились в различных направлениях, артиллерийского огня, судя по всем данным, не открывали - на лодке разрыва снарядов не было слышно. Благодаря отчетливому и немедленному исполнению командой всех приказаний, лодка быстро ушла из-под днища таранившего линейного корабля и ему не удалось ее разрушить. Корпус лодки совершенно не пострадал, и повреждённым оказался только один перископ, который согнуло от удара на 90 градусов. (Он теперь на выставке «Трофеи войны»), Лишь сальник перископа начал пропускать воду в лодку. Хотя вода и попадала в небольшом количестве, все же это стало понемногу давать себя чувствовать и потому приходилось продувать воду из цистерн и тем восстановлять плавучесть. В 11 час. 30 мин. «Окунь» поднялся на поверхность, после четырехчасового хода под водою на глубине 80-60 футов.
Море оказалось совершенно пустынно, и, пользуясь лунной ночью, лодка, совершившая столь блестящее дело, пошла восвояси.
По приходе на место был произведен подробный осмотр лодки, но никаких новых повреждений обнаружено не было и перископ тогда был заменен запасным, и «Окунь» со своей геройской командой снова вошел в строй, как ни в чем не бывало. Старый же перископ был отправлен в Петроград в морской музей.