Австро-итальянская граница

С 12-го мая внимание общественного мнения в Европе обращено на новый театр военных действий - пограничное пространство между Италией и Австрией. Протяжение пограничной черты составляет 737 верст, причём половина её приходится на границу с Тиролем, другая половина с австрийскими провинциями Каринтией и Прибрежной; со стороны Италии к границе на западе примыкает часть Ломбардии, а на востоке (от озера Гарда и р. Минчио, впадающей в р. По) - Венецианская область. Обе эти итальянские провинции на юге представляют собою сплошную равнину и только в северной части, около границы чрезвычайно пересечённую горную страну, характер которой определяется отрогами Альп. Западное пограничное пространство от границы Швейцарии до озера Гарда сплошь представляет собою широкую полосу горного пространства.
К востоку от названного озера Гарда полоса горной страны на итальянской стороне несколько суживается, отроги становятся длиннее и отложе на протяжении 90 километров до долины р. Бренты.
Наблюдательный пункт за деревом Обращаясь к оценке очерченного театра по отношению к предстоящим военным операциям обеих сторон, следует прежде всего отметить то обстоятельство, что Венецианская область Италии охватывается австрийскими владениями с двух сторон - с севера и с востока, причем южная часть Тироля, так называемый Триентский округ, широким и глубоким клином вдается в итальянские владения и вершина этого клина к тому же упирается в северную оконечность озера Гарда, которое, продолжаясь на юг, еще более способствует отделению Венецианской области от Ломбардии, оставляя между южною оконечностью озера и рекою По узкое, пространство всего около 45-ти верст. Это представляет собою одно из неудобств описываемого театра для Италии: другое заключается в том, что австрийцы в Тироле владеют верховьями всех рек, по долинам которых они могут спуститься на венецианскую низменность (а западнее озера Гарда на Ломбардскую равнину).
Наблюдательный пункт на крыльях мельницыОднако, по смыслу самой идеи настоящей войны - воссоединение австрийских областей, населенных итальянцами, образ действия Италии скорее всего будет наступательный и притом в двух направлениях - вверх по р. Адижу на Триент с целью занять триентский округ, а также на восточной границе к нижнему течению р. Изанцо для дальнейшего движения на Триест и распространение на прибрежной полосе, населенной итальянцами; последняя операция с успехом может быть поддержана деятельным содействием итальянского флота, имеющего превосходство над австрийским. Что касается наступление в Тироле на Триент, то тут большую пользу итальянцам принесут их многочисленные горные и легкие войска - альпини и берсалиери, отлично подготовленные и снаряженные для горной войны. Правда, им придется встретиться с не меее привычными к действию в горах тирольскими стрелками, но последних, надо полагать, осталось уже немного, так как в начале кампании тирольские полки участвовали в кровопролитных боях в Галиции, да и вообще Австро-Венгрия едва ли в состоянии выставить значительные силы против Италии, так как вся армия её требуется на восточном фронте. Для спасения австрийцам остается только надежда на союзника, на германские войска. Подвоз их из Баварии не представляет больших затруднений, так как от Мюнхена до Триента по жел.дор. менее 300 верст (вдвое ближе, чем от Вены), но, во-первых, силы германцев нельзя считать неиссякаемыми, они нужны самой Германии на других фронтах, затем еще неизвестно в какой мере Германия пожелает придти на помощь своему союзнику против Италии и, наконец, тяжеловесным баварцам или пруссакам не легко будет бороться на альпийском театре с быстрыми итальянцами.