Предсказание немецкого коммерсанта.
Поссель смотрит очень пессимистически на возможный исход столкновения Германии с Англией и Францией, даже в том случае, если бы Россия держала нейтралитет. «Я вполне убеждён ,-говорил он, что экономическая война, которую будет вести с нами на море Англия, окажется много страшнее сухопутной войны с Францией, и в конце концов мы вынуждены будем молить о пощаде».
Аргументация Посселя сводилась к следующему: «Раз начнется блокада, для германских балтийских заводов не будет подвоза ни минералов, ни угля, их деятельность прекратится. Печальное положение создастся для сотен тысяч людей, занятых в германской промышленности.
Ни одна из крупных отраслей немецкой промышленности не может существовать, если морские пути для неё оказываются закрытыми. Парализуется и ввоз, и вывоз. Я глубоко убежден, что если осуществится блокада наших портов от Нидерландов до Балтики. то треть наших промышленных рабочих, а может быть и больше, не будет иметь хле6а».
Надо помнить, -продолжал Поссель, что в 1911 году германский ввоз определялся в сумм 9,7 миллиардов, а вывоз в сумм около 9-ти миллиардов. В случае же войны все это парализуется. Хлеб может попадать к нам только из России, из балканских государств или с севера, путем непрямым, очень дорогим, который притом также может быть заперт Англией. Англия не станет уважать нейтралитета Голландии и Бельгии (любекский коммерсант не предвидел нарушение Германией бельгийского нейтралитета) и не допустит подвоза оттуда съестных припасов. А представьте се6е, что и Россия, как союзница Франции и Англии, откажет Германии в доставке хлеба? Это, пожалуй, самое страшное оружие, какое можно обратить против нас.