В отрядах. (Из жизни лётчиков на войне). Осиные гнёзда.
- Отряд.
«Отряд» - это маленькая ячейка, доверху, однако, снабженная всем, что может сделать её автономной, мало связанной с какой-либо питающей базой. Эта автономность авиационных ячеек создана самой обстановкой войны, с её вечно маневрирующими армиями, с постоянными и столь понятными заторами на всяких железных и шоссейных дорогах. Каждый «отряд» располагает собственным обозом, всеми перевозочными средствами и санитарной организацией. При нем обязательно находятся собственные метеорологи, фотографы. За отрядом всегда тянется изрядная кладь, всевозможные запасные части, баки с бензином и маслами, ящики бомб или торпед.
Живую силу отряда кроме, разумеется, лётчиков и наблюдателей составляет «летучая мастерская», или специальный кадр мотористов, механиков, слесарей, столяров и даже портных, искусство которых необходимо для смены и заплатывания порванных или пробитых при обстреле крыльев аппарата.
Жизнь в отряде закипает с первыми проблесками зари и утихает, когда под покровом опускающейся ночи утрачивают свою ясность контуры поверхности земли.
Далеко, однако, не весь период рабочего дня может быть использован в смысл разведывательных полётов.
Горячие лучи солнца вызывают массу вредных воздушных течений не только у самой поверхности земли; начинается «рему», когда даже опытнейший летчик часто бессилен справиться с аппаратом, нежданно проваливающимся в глубокую воздушную яму.
Полуфилософское, полумистическое выражение:
- Чем дальше от земли, тем бесконечнее блаженство покоя, -весьма популярно в авиационном мире.
Но именно солнце, это «украшение небес и источник силы живительной», делает летчика бессильным в стремлении оторвать аппарат от земли и увести его в подоблачные сферы.
Словно осы вокруг своего гнёзда, бегают и жужжат по маленькому «аэродрому» аппараты: испытывается только что вычищенный мотор, проверяется заново отрегулированная рулевая система...
Солнечное «рему» бросило чересчур снизившийся для разведки аппарат поручика Казакова в тучу неприятельских пуль. Винт аппарата разлетелся вдребезги от попавшего в него осколка шрапнели. И только относительная высота, на которой еще находился аппарат, да близость наших позиций позволили смелому летчику более или менее счастливо вернуться в свой отряд.
Не раз бывали случаи, что аппараты лётчиков должны были снижаться, в следствии капризов мотора, рулевой системы, и проч.
Но, конечно, не только «рему» лишает авиатора блаженства полетов..
Ветры, дожди, заоблачные бури...
Поистине метеорологи самый несчастный народ в отряде, ибо ни на чью голову не сыплется столько небывалых пожеланий как на головы этих «делателей погоды», неукоснительно вещающих свои бюллетени только тогда, когда летчику они грозят невольным досугом.