Воздушная разведка. Письмо лётчика.

От летчика-добровольца Г. получено письмо, в котором он рассказывает как он заработал Георгий.
«Утром ко мне пришел поручик Н и сказал, что надо лететь на разведку, чтобы разыскать расположение немецких «чемоданов». Утро было хорошее, настроение тоже. Изучив по карте расположение местных войск, мы с поручиком Н. отправились на «аэродром».
Пишу это в кавычках, потому что полянку, на которой мы расположились, можно было назвать аэродромом, имея сильную фантазию. Представьте себе болото, окруженное с двух сторон лесом, с одной стороны городом и с четвертой стороны каналом, обсаженным высокими деревьями. И вот на этом болоте маленький пригорок, который и служил нам местом подъёма и спуска.
Осмотрев машину, я, после обычного «контакта», отправился ввысь. Мотор работал хорошо. Набирая понемногу высоту, я взял направление на немецкие позиции.
Через 40 минут я был вблизи города М. и имел 1700 метров высоты.
Начал смотреть вниз. Под нами шел артиллерийский бой. Видны были горящие деревни и окопы, кругом окопы. Они так рельефно выделялись. Я посмотрел на поручика Н. Он уже наносил на карту, и, обернувшись потом ко мне, улыбался и показал вниз.
Я начал вглядываться вниз. Приходилось работать вдвойне, так как надо было следить за аппаратом и направлением. Но все-таки я увидел следующую картину: небольшая деревня, за ней лес, и за лесом немецкая батарея.
Но еще минуту, и эта картина осталась позади. Опять поля, окопы и горящие деревни. Но вот озеро и на берегу город. Иду прямо над городом.
На площади стройными рядами стоит обоз; дальше станция железной дороги. Стоят составы, один поезд медленно двигается на север. Это видно по дыму паровоза. Мой наблюдатель высовывается из аппарата и бросает вниз бомбу. Лента развернулась и пропала внизу. С Богом.
Начало покачивать; смотреть вниз приходится нередко, но я спокоен, так как поручик Н.
ни на минуту не отрывается от земли и только изредка оборачивается ко мне с улыбающимся лицом - значит, все превосходно.
Наконец, долетая до крайнего пункта нашей разведки, я начинаю медленно сворачивать. Нахожусь как раз над шоссе, идущим от города М. к местечку Б., где разыгрывался один из больших боев этой кампании.
Только что я успел взять верное направление, как вижу,_поручик Н. почти высунулся из аппарата и пристально смотрит вниз, смотрю и я... По дороге, почти на месте, стоит длинная колонна немецкой пехоты и только по всадникам впереди колонны определяю направление к нашим позициям у местечка Б.
Пролетаю дальше и стараюсь не терять из виду шоссе и колонны, но вот он показывает вниз и описывает рукой круг. Смотрю вниз и вижу усадьбу, а кругом масса обоза. Начинаю делать круг над усадьбой. Вижу еще колонну немцев, подходящих к усадьбе. 3аканчиваю круг.
Не успел пролететь и двух минут, как вдруг слышу треск, как будто что-то лопнуло. А по сторонам расходится белое облачко, затем рядом второе, третье... Значит, шрапнель.
Оглядываюсь и вижу, как белые дымки ровненьким строем один за другим, продолжали расходиться по моему прежнему пути.
Между тем, вместо белых облачков, стали появляться черные. Это уже хуже. Значит, из гаубиц стреляют... 'Тогда с большим креном, моментально поворачиваюсь и, уйдя немного от выстрелов, начинаю ориентироваться по местности, которую потерял из виду.
Беру направление домой. Здорово перемерз, но аэродром уже близко. Вот выключаю мотор и начинаю планировать.
Свист в ушах. Воздух теплее. Еще момент, и аппарат мой на земле.
Походная парикмахерская в окопах францугов. Импропизованная деревня в французских траншсях Утренний чай в германских окопах.Панорама австро-сербского театра войны