Крейсерский бой

18-го июня крейсеры «Рюрик», «Макаров», «Баян››, «Богатырь» и «Олег», возвращаясь с операции в южной части Балтийского моря, при сильной мгле, около 8-ми часов утра между островом Готландом и курляндским берегом встретили отряд неприятельских судов, состоявший из одного легкого крейсера типа «Аугсбург», крейсера заградителя типа «Альбатрос» и трех эскадренных миноносцев.
Наш крейсерский отряд немедленно вступил в бой, стремясь отрезать противнику пути отступления.
Во время завязавшегося артиллерийского боя неприятельские миноносцы атаковали голову нашей колонны, но были отогнаны огнем. Выпущенные мины прошли мимо.
Сильная мгла скрывала временами силуэты судов противника и мешала точности стрельбы. Однако, через полчаса с начала боя крейсер типа «Аугсбург» бросил более тихоходного товарища и, пользуясь сгустившимся туманом, прорвался на юг. Миноносцы вновь пытались атаковать наши суда, но каждый раз были останавливаемы сильным огнем крейсеров.
Для облегчения участи «Альбатроса» миноносцы во время боя применяли дымовую завесу, скрывая обстреливаемый корабль.
Около 9-ти часов утра на «Альбатросе» была сбита передняя мачта; он стал сильно парить, получил легкий крен на левый борт, описал несколько кругов, спустил флаг и направился к берегу.
В виду того, что поврежденный «Альбатрос» быстро приближался к нейтральным водам, наши крейсеры прекратили огонь. «Альбатрос» же вскоре выбросился на отмель острова Готланда, за маяком Эстернгарном.
После боя отряд продолжал путь на север, но около 10-тичасов утра заметил справа ряд дымов, оказавшихся броненосным крейсером типа «Аугсбург» и четырьмя миноносцами.
Наши крейсеры тотчас вступили с противником в бой, длившийся около получаса. .
Неприятельские крейсеры, получив несколько попаданий, круто повернули на юг и стали уходить, а наш отряд подвергся безрезультатной атаке подводной лодки.
Тогда «Рюрику», шедшему сзади отряда, приказано было атаковать неприятеля.
Через 15 минут «Рюрик» вступил в бой с двумя крейсерами: броненосным типа «Роон» и легким типа «Бремен», видимо, только что присоединившимся.
Крейсер же «Аугсбург», шедший в стороне, вероятно, поврежденный в предшествовавших боях, участие в сражении с «Рюриком» не принимал.
Результат блестящей стрельбы «Рюрика» быстро сказался. Огонь «Роона» слабел: из четырех 8-дюймовыхь пушек у него через полчаса действовала только одна; кроме того, видны были пожары.
Не желая рисковать, неприятельские крейсеры увеличили ход и скрылись от настойчиво преследовавшего их русского крейсера «Рюрика».
В конце боя «Рюрик» тоже был атакован подводной лодкой, но безрезультатно. Повреждение наших судов ничтожны. На судах убитых нет. Ранены 14 матросов.
При подходе к своим берегам отряд крейсеров и вышедшие им навстречу линейные корабли были окружены нашими миноносцами, охранявшими их от подводных лодок, замеченных ранее нашими наблюдательными постами и дозорными судами.
Одна из лодок пыталась атаковать «Рюрика», но охранявший его миноносец «Внимательный», в свою очередь, атаковал подводную лодку и таранил ее.
Результат контратаки миноносца «Внимательный» неизвестен, но в его подводной части обнаружены повреждения свидетельствующие о силе громадного удара нанесенного германской подводной лодке.