На Бзуре.
Несколько дней тому назад русские снова заняли Сохачев при такой обстановке. Наши стрелки ночью переправились через Бзуру против деревни Камион (при впадении Бзуры в Вислу). В самой деревне, уже на другом берегу, произошло сражение на кладбище. Так гласили телеграммы Верховного Главнокомандующего.
Неприятель в этом месте, потеряв много убитыми, ранеными и 350 пленными, был отброшен, а вследствии этого немцы подались немного назад и против Сохачева. Город перешел в наши руки.
В Жирардове я встретил больного помещика Х-ого из имение Радучаны. Он пережил подлинную трагедию.
Когда немцы пришли, они засадили его в погреб, подозревая в сигнализации. Не раз грозили ему расстрелом.
Сорок дней просидел он в погребе.
Сь прибытием русских стало легче. Х-ий решил немедленно отправиться в Варшаву, но было уже поздно. Поэтому еще одну ночь заночевал в уверенности, что утром выберется из Радучан.
Утром, когда он встал, первое, что он увидал -выстроенный на дворе русский полк, направляющийся в бой. Полковник, выступил вперед, произнес такую горячую речь, что Х-ий, как он рассказывал, заплакал. Плакали и солдаты.
Полк ушел на запад, а Х-ий бросился на восток, но только дошел до лесу -видит: немцы идут в обход этого полка.
- Куда вы идете? - спросили у Х-ого немцы.
- В Варшаву.
-Нельзя! Ступайте назад, а то вы еще сообщите русским о нашем передвижении.
Покорился приказу немцев, побрел назад. Пришел домой. И тут положительно растерялся: где русские, где немцы -разобрать не может. Везде стреляют, везде ахают пушки. Опять пришли неемцы.
Опять, значит, плен. Так и вышло.
Немцы приказали сидеть дома, а сами на его глазах поставили в саду восемнадцать пушек и стали стрелять. От грома выстрелов задрожали стены и посыпались из окон все стекла. Русского полка, который был утром на его дворе, -не видно было, но ясно было, что он где-то вблизи, что он, отступая, наткнется на обходную колонну, и может быть, погибнет. Скоро до слуха Х-ого донеслось громогласное «ура» и музыка заиграла марш.
- То они уже встретились –подумал Х-ий, -в штыки пошли... пробиваются.
Когда пробились и пришли в деревню, Х-ий поехал в Варшаву.