Трудовые ученические дружины
Правда, первое время крестьяне относились к «паничам» очень недоверчиво и не надеялись получить от их сотрудничества особой пользы. Сперва они нехотя вводили дружинников – реалистов «в курс дела», но очень скоро отношение деревни к молодежи изменилось. Крестьяне увидели, что «паничи» приносят существенную пользу. Реалисты принялись за дело с большим увлечением, которое поддерживалось в них местными народными учителями. В течение недели каждый дружинник, в среднем, нарубил З пуда «сечки», доставил на поле 25 возов навоза, насадил десятину картофеля, забороновал две десятины земли и очистил два сада. Мало-помалу между реалистами и крестьянами установились самые теплые отношения. К концу недели пахари и реалисты оказались большими друзьями. Вставали дружинники в 6--7 час утра и работали с небольшими перерывами до 7-ми час вечера, не обращая внимания на погоду. Одевались по-крестьянски. Жили в крестьянских хатах, на крестьянских харчах. К Троицыну дню дружинники вернулись в Минск, а после праздников опять отправились в деревню. Говорят, примеру учеников реального училища последуют воспитанники и других местных учебных заведений.
Такие же дружины работают и в других местах. По сведениям «Р. Слова», екатеринбургские ученики старших классов мужской гимназии отправились в Сысертский завод и в другие селения для оказания помощи при полевых работах семьям призванных на войну, а также для ухода за ранеными в заводском лазарете.
В деревни Пышму и Коптянки отправились для ухода за детьми и для помощи в домашнем хозяйстве гимназистки старших классов 1-й женской гимназии.
Учащиеся устраивают в деревнях литературные вечера, с платой в пользу раненых и семей призванных на войну.