Последние операции подводных лодок.

Сообщение о деятельности наших подводных лодок должно быть встречено с чувством глубокого удовлетворения и необходимо отметить выдающуюся энергию личного состава этих судов, который предпринимает далекие плавания в зимнее время, когда служба судов этого типа особенно тяжела. Для того, чтобы появиться у Арконы, в самом узком месте Балтийского моря, где поддерживается главное сообщение Германии со Швецией (между Засницем-Трелеборгом-50 морск. миль) 1), надо пройти от Либавы 280, а от выхода из Финского залива-480 мор. миль.
Затем отсюда до острова Маен, где наша лодка взорвала германский сторожевой миноносец, еще 35 морск. миль и затем остается до Киля, главной базы германского флота, всего 80 мор. миль. Также достоин внимание заход наших лодок в Данцигскую бухту, для чего надо пройти" от Либавы 145 морск. миль, и от выхода из Финского залива-360 мор. миль.
Кроме того, подходы к Данцигу защищены укреплениями на косе Хестернест и у Нейфарвассера, и, кроме того, здесь имеются в достаточном количестве, и германские суда береговой обороны, и минные заграждения.
Эту деятельность наших лодок можно сравнить только с отважными и всегда направленными против боевых судов противника выступлениями английских лодок, результатом которых были: неоднократно произведенные разведки в Гельголандской бухте, потопление в устье р. Эмс, у самой германской базы истребителя миноносцев S.116 и у острова Гельголанд легкого крейсера «Hela», а также и прорыв в Дарданеллы, где был взорван турецкий броненосец «Мессудие».
Благодаря отсутствию надлежащего плана и выбора определенного объекта нападения при своих операциях, германским подводным лодкам удалось потопить только случайно попавшие им навстречу старые английские военные суда и не удалось ни разу нанести англичанам удар, который мог бы отозваться на продолжении деятельности их флота. Что же касается развившихся за последнее время операций германских подводных лодок против коммерческих судов, чем особенно угрожали Англии немецкие морские авторитеты, то мы видим, что вместо выполнения грандиозного плана окружения берегов Англии цепью подводных лодок, мы видим опять единичные выступление этих судов.
Сражение на море и в воздухе у КуксгафенаОтсюда видно, что германские подводные лодки могут рассчитывать только на случайную и незна-чительную добычу и результаты их деятельности за2 мес. войны нельзя не назвать крайне ничтожными, в зависимости от тех потерь, которые понесли немцы в числе этих судов. Ведь за полгода войны немцы потеряли около 15-ти подводных судов. Возможно, что число потерянных судов этого типа даже больше, так как операции подводных лодок в большинстве случаев покрыты тайной, и о гибели этих судов бывает известно только тогда, когда противник видит гибель подводной лодки. А, между тем, сколько их должно было пропасть без вести, как например, французская «Ѕарhiг», или английские А. Е. 1 и Е. 3. ?.
В то же время немцы имели к началу войны 30 подводных лодок, да они реквизировали три строившиеся у них норвежские и датские лодки малого водоизмещения, затем у них строилось 6 лодок
для Австрии, про которые неизвестно, были ли они отправлены в Полу для сборки, или они поступили в ряды германского флота. Что же касается постройки новых лодок, то на постройку этого судна современного типа, при полном напряжении всех технических средств страны и работе день и ночь, надо от 9 до 12 месяцев, и слухи о готовности большего количества этих судов, построенных за время войны, надо отнести к технически невыполнимой фантазии. Отсюда видно, что если деятельность германских подводных лодок пойдет тем же темпом, как и за эти прошедшие полгода, то скорей они низведут к нулю весь свой подводный флот, чем обессилят ненавистный им флот Англии, которому энергичная и часто отважная деятельность германских моряков на подводных лодках наносит только случайные и редкие удары, которые иначе, как «булавочными уколами» назвать нельзя.